Обратная связь
Ваше имя или название организации: *
Ваш E-mail или телефон: *
Текст: *

СОМНЕНИЯ С ДАЛЕКО ВЕДУЩИМИ ВЫВОДАМИ

« Назад

СОМНЕНИЯ С ДАЛЕКО ВЕДУЩИМИ ВЫВОДАМИ 07.03.2018 13:17

На официальном сайте Комитета экологического регулирования и контроля (далее - Комитет) Министерства энергетики РК дано разъяснение от 18 января 2018 года о том, что в настоящее время в Республике Казахстан существуют три методики расчета вредных выбросов от дизельных генераторов. При этом Комитет отмечает, цитируем:

Согласно приказа Министра охраны окружающей среды от 12 июня 2014 года №221-ө были утверждены отдельные методические документы в области охраны окружающей среды и зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 июля 2014 года №9585, с указанием вступления в действие, что определяет обязательность его применения.

Кроме того, применяются методические документы, утвержденные Приказом Министра ООС РК от 18 апреля 2008 года №100-п, в том числе и методика расчета нормативов выбросов вредных веществ от стационарных дизельных установок (прил. 14 к приказу от 18.04.2008 г. №100-п).

Вместе с тем, Методика РНД 211.2.02.04-2004 является действующей. При расчете выбросов от дизельных установок ее применение правомерно.

Из разъяснения следует, что все указанные методики являются действующими, но, тем не менее, Комитет акцентирует, что применение приказа от 12 июня 2014 года №221-ө является обязательной.

Необходимо отметить, что между методиками имеются кардинальные  противоречия, напрямую влияющие на принятие решений при проведении работ по оценке воздействия, результаты которой являются основой процедуры экологического нормирования, и имеют принципиальное значение при определении как качественных, так и количественных нормативов эмиссий в окружающую среду.

Поэтому, официальная позиция Комитета полностью соответствует положениям п.3 ст.12 Закона РК «О правовых актах» где отмечено, что при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта позднее введенных в действие.

Следовательно, если придерживаться указанной нормы закона, то начиная с 2008 года и до вступления в силу 15 июля 2014 года приказа №221-ө расчеты вредных выбросов от дизельных генераторов при разработке нормативов эмиссий в окружающую среду должны были проводиться по методике, утв. Приказом МООС РК от 18 апреля 2008 года №100-п?

Однако на практике, до настоящего времени, многие физические и юридические лица, оказывающие услуги в области охраны окружающей среды, до сих пор руководствуются методикой 2004 года РНД 211.2.02.04-2004, где допускается снижение значений вредных выбросов до 3,5 раза, что позволяет применить различные комбинации и не отражать в полном объеме расчетные количества загрязняющих веществ в процессе разработки норм эмиссий, величины которых, согласно п.3 ст.25 Эко Кодекса, являются основой для получения экологических разрешений.

Между тем, по требованиям п.1 ст.573 Налогового Кодекса РК, плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования, т.е. при наличии экологических разрешений (п.3 ст.12 Эко Кодекс), поэтому на протяжении 10 лет (с 2008г.) природопользователи, имеющие стационарные дизельные генераторы, не корректно вносят экологические платежи. И эти неточности, возможно, продолжатся еще столько же лет, а для некоторых - до бесконечности, т.к. в связи с изменениями в Экологическом Кодексе РК, природопользователи, имеющие объекты I, II и III категории получают экологические разрешения сроком до 10 лет, а для объектов IV – бессрочно.

Более того, результаты оценки уровня воздействия на атмосферный воздух и на окружающую среду, проведенные с применением норм нормативного акт противоречащим нормам акта позднее введенного в действие, вызывают у общественности сомнения с далеко ведущими выводами. Поэтому, считаем, что специальные компетентные государственные органы в области охраны окружающей среды и иные органы обязаны внести ясность по данному вопросу и осветить:

  1. по какой методике должны природопользователи просчитывать фактические эмиссии для оплаты экологических платежей, учитывая то, что в период действия приказов от 18.04.08 года №100-п и от 12.06.14 года №221-ө (применение которого обязательно) их лимиты на выбросы установлены по методике 2004 года РНД 211.2.02.04-2004?
  2. какие последствия ожидают природопользователей в случае превышения фактических эмиссий над заявленными?
  3. возможны экологические риски и пути их предотвращения?

ОО «Сыр Экология».